§ 2. Проект и его содержание
Возводимое сооружение должно отвечать назначению, обеспечивать нормальные условия эксплуатации, быть долговечным, красивым, строиться в установленные сроки, при минимуме затрат труда, материальных и денежных средств.
Создание всякого инженерного сооружения проходит три этапа: изыскания, проектирование и строительство.
При изысканиях на основе камерального изучения картографических и других материалов, а также на основе подробных полевых работ определяется наивыгоднейшее расположение сооружения на местности с точки зрения топографии, свойств грунтов, гидрогеологии, гидрологии и др. В ходе проектирования по материалам соответствующих изысканий решается вопрос о местоположении сооружения, о его схеме, конструкции, основных параметрах, стоимости и порядке производства строительных работ, очередности ввода в эксплуатацию отдельных частей сооружения и т. д.
Конечным документом проектирования является проект, представляющий собой комплекс документов, содержащих технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, пояснительные записки, необходимые при строительстве или реконструкции предприятия, здания или сооружения.
Проекты промышленных, транспортных и сельскохозяйственных сооружений состоят из трех основных частей: технологической, строительной, экономической. Проекты гражданских сооружений состоят из строительной и экономической частей.
Технологическая часть проекта определяет технологию и организацию производства, вид предназначаемого к использованию оборудования, степень механизации и автоматизации процесса производства.
Строительная часть включает: генеральный план сооружения — крупномасштабный топографический план с проектом размещения основных элементов сооружения (зданий, цехов, дорог, коммуникаций и т. п.), проект организации строительства (ПОС), а также строительный генеральный план, план вертикальной планировки, проектные продольные и поперечные профили трасс и ряд других документов. Эта часть содержит данные о принятых конструктивных решениях и размерах отдельных элементов проектируемых сооружений.
Экономическая часть проекта дает обоснование выбранному варианту расположения сооружения на местности, его составу, проектной мощности, уровню производительности труда и т. д.
В экономической части устанавливаются целесообразность строительства сооружения и его сметная стоимость (смета). Последняя определяет технико-экономические показатели проекта и включает полную стоимость строительства сооружения со всеми затратами, необходимыми для подготовки и осуществления строительства и для пуска сооружения в эксплуатацию.
Смета — основной документ для финансирования строительства и контроля над правильным расходованием государственных средств. Смету составляют на основе общеобязательных нормативов, приведенных, например, в «Инструкции по составлению проектов и смет по гидротехническому строительству, И.109—53»; «Инструкции по составлению проектов и смет по автодорожному строительству И.105—56»; «Временной инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства, СН 202—69» и др.
Разработка проектов в СССР ведется с соблюдением утвержденных Госстроем СССР норм проектирования. Такие нормы специально разрабатываются и издаются по всем основным видам инженерных сооружений, например: «Нормы строительного проектирования, АЛ—62»; «Основания зданий и сооружений. Нормы проектирования, Б.1—62»; «Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования, Д.5—62»; «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования, Д.10—62».
Разработка проекта производится на основе задания на проектирование. За основу которого принимаются перспективные государственные планы и директивные материалы развития отдельных районов и отраслей народного хозяйства.
Задание на проектирование выдается заказчиком — заинтересованным министерством или ведомством или организацией, в распоряжении которой имеются необходимые денежные средства, выделяемые в установленном порядке для производства изыскательских, проектных и строительных работ.
Состав задания на проектирование зависит от типа строящегося сооружения. Однако в нем обязательно должны быть определены район и место предполагаемого строительства, основные параметры сооружения, источники снабжения сырьем, топливом, водой, электроэнергией и многое другое.
Проекты разрабатываются специализированными государственными организациями, например: Гипропромстроем, Гипротрансом, Гипрогором, Гидропроектом, находящимися в подчинении соответствующих отраслевых министерств. Сосредоточение проектных работ в узко специализированных организациях способствует повышению качества проектных решений и смет, сокращает объемы и сроки разработки проектов, позволяет накапливать опыт, проектирования.
Проектные организации ведут работы на основе договоров или заказов, получаемых от дирекций строительства. По объекту проектирования назначается главный инженер проекта.
- Глава I
- § 1. Основные виды инженерных сооружений
- § 2. Проект и его содержание
- § 3. Стадии проектирования
- § 4. Изыскания
- Глава II
- § 5. Роль, состав и виды экономических изысканий
- § 6. Экономическое сравнение вариантов
- § 7. Экономическое трассирование
- § 8. Инженерная геология и ее роль в строительстве
- § 9. Инженерно-геологическая классификация горных пород
- § 10. Основные свойства горных пород как оснований сооружений
- § 1. Подземные воды
- Глава IV
- § 12. Просадочные явления на лёссовидных породах
- § 13. Суффозия
- § 14. Оползни
- § 15. Болота - торфяники
- § 16. Промерзание грунта
- § 17. Вечная мерзлота
- § 18. Тектонические явления
- Глава V
- § 20. Инженерно-геологические карты
- § 21. Буровые и горнопроходческие разведочные работы
- § 22. Правила безопасного| ведения
- § 23. Геодезическая привязка геологических выработок
- § 24. Электроразведка
- § 25. Сейсморазведка
- § 26. Магнитная разведка
- § 27. Гравиметрическая разведка
- § 28. Полевые методы изучения физико-технических свойств грунтов
- § 29. Гидрогеологические исследования
- § 30. Поиски строительных материалов
- Глава VI
- § 31. Роль гидрологических изысканий
- § 32. Круговорот воды в природе. Водный баланс
- § 33. Речная система
- § 34. Река и ее характеристики
- § 35. Закономерности движения воды в русле
- § 36. Режим уровней и расходов воды
- § 37. Хар4ктеристики стока. Факторы, влияющие на сток
- § 38. Способы определения нормы стока
- § 39. Обеспеченность стока
- § 40. Расчеты максимального и минимального расхода воды
- § 41. Работа и энергия реки
- § 42. Кривая подпора
- § 43. Речные наносы
- § 44. Регулирование стока
- Глава VII
- § 45. Изучение колебаний уровней воды
- § 46. Геодезические работы
- § 48. Определение расходов воды
- § 49. Изучение твердого стока
- § 50. Правила по технике безопасности при выполнении гидрометрических работ
- Глава VIII
- § 51. Назначение и состав инженерно-геодезических изысканий
- § 52. Технические требования
- Глава IX
- § 53. Состав
- § 55. Трассирование
- § 56. Полевое трассирование
- § 57. Особенности изысканий каналов, магистральных трубопроводов, линий электропередач, линий связи
- Глава X
- § 58. Состав инженерно-геодезических изысканий
- § 59. Виды планового
- § 60. Составление и оценка проектов планового и высотного геодезического обоснования
- 1. Оценка проекта планового обоснования
- § 61. Методика угловых и линейных измерений. Методика нивелирования
- § 62. Обработка результатов измерений
- § 63. Крупномасштабные топографические съемки
- § 64. Техника безопасности при геодезических изысканиях
- Глава XI
- § 65. Требования
- § 66. Причины нарушения устойчивости геодезических пунктов
- § 67. Выбор места и глубины закладки знаков
- § 68. Конструкция геодезических знаков для различных грунтовых условий
- § 69. Способы закладки грунтовых геодезических знаков