§ 7. Экономическое трассирование
Линейные сооружения по назначению являются транспортными сооружениями. Их задача обеспечить передачу электроэнергии (ЛЭП), транспортирование топлива, сырья (трубопроводы), перевозку грузов и пассажиров (автомобильные и железные дороги).
Отыскание на местности или карте наиболее целесообразного расположения оси линейного сооружения называют трассированием. Точное положение трассы на местности определяют на основе технических изысканий.
При проектировании линий электропередач, линий связи, трубопроводов всегда стремятся проложить трассу по наиболее короткому пути между подстанциями или между местами добычи и потребления. В этом случае, намечая трассу, руководствуются главным образом физико-географическими характеристиками местности: характером рельефа, ситуацией, условиями переходов через естественные водные и высотные преграды. Особое внимание обращается на места с неблагоприятными грунтовыми условиями. Экономические изыскания в этом случае ведутся в небольшом объеме. При проектировании дорог — железных и автомобильных — экономические изыскания более необходимы.
При экономических изысканиях дорожных трасс нужно изучить современное состояние и перспективы хозяйственно-экономического развития района, выявить общее направление дороги и те промышленные и сельскохозяйственные центры и населенные пункты, вблизи которых должна обязательно пройти дорога. Чтобы это сделать, необходимо обследовать территорию, которая в будущем будет входить в сферу влияния проектируемой дороги. Эту территорию называют районом тяготения. На железных дорогах различают местный и транзитный районы тяготения.
При выявлении общего направления трассы дороги, а затем и района тяготения обязательно учитываются физико-географические характеристики местности и назначение (категория) проектируемой дороги для местных или транзитных перевозок. В первом
случае дорога должна быть максимально приближена к грузообразующим центрам и населенным пунктам; во втором — желательно иметь максимально спрямленную трассу дороги.
Район тяготения обозначают на имеющейся карте. В зависимости от протяженности дороги и ее назначения используют карты масштабов 1 : 200 000 - 1 : 50 000.
Для определения границ местного района тяготения применяют графические и аналитические способы.
Графические способы — способ биссектрис и перпендикуляров (рис. 2) — основаны на геометрическом принципе; в них граница района тяготения отыскивается как геометрическое место точек, равноудаленных от станции, например ст. Б—ст. К, ст. А— ст. Л* и т. д., на существующих и проектируемой дорогах. Графические способы не отражают действительных хозяйственных и экономических показателей района и поэтому применяются редко, только для предварительного, приближенного определения района тяготения. Более точен аналитический способ, так как вопрос включения данного населенного пункта или производственного предприятия в район тяготения решается по этому способу на основе сопоставления подсчета стоимости доставки 1 т груза от данного пункта до места назначения по существующей сети путей сообщения (железных, автомобильных, водных) и по проектируемой дороге. Если стоимость доставки груза по проектируемой дороге меньше, чем по существующей, то рассматриваемый пункт включается в район тяготения. Однако при этих подсчетах должен учитываться ряд дополнительных затрат, связанных с необходимостью строительства новых подъездных дорог, путепроводов, мостов и т. п.
Рассмотрим простой пример.
На рис. 3 представлена сеть существующих дорог и проектируемая. Необходимо установить, следует ли крупное предприятие, расположенное в пункте Я, включить в район тяготения новой дороги. До постройки новой дороги между станциями А и В предприятие в пункте К отправляло грузы на станцию Б через станцию Г; подвоз грузов к станции осуществлялся по улучшенной автодороге. После постройки новой дороги, видимо, целесообразней пользоваться для отправки грузов станцией Д или Е. Однако окончательный ответ на поставленный вопрос может быть получен лишь после подсчета стоимости доставки весовой единицы груза по старому и новому путям, т. е. с учетом затрат на перевозку грузов по автомобильной и железным дорогам. Причем во втором случае должны быть учтены затраты на строительство новой подъездной дороги от пункта К до станции Д, где предстоит изыскать мостовой переход через реку и построить путепровод через существующую автодорогу. Такие расчеты производятся для всех больших населенных пунктов и крупных предприятий.
Подсчет грузовых перевозок ведется по материалам текущих и перспективных перевозок, сведения о которых обычно имеются в центральных и местных организациях. Расчет грузовых перевозок ведут по основным отраслям народного хозяйства с выделением крупных предприятий и основных категорий грузов (промышленные, сельскохозяйственные). При этом отдельно рассматриваются размеры местных и транзитных перевозок.
Для определения размеров пассажирских перевозок в районе тяготения ведется учет численности населения и динамики его роста. Этот учет делается по отдельным экономическим районам и пунктам, входящим в район тяготения проектируемой дороги.
Расчет грузовых и пассажирских перевозок должен вестись с учетом перспективы их роста, на сроки 10—15 лет.
Все собранные в процессе экономических изысканий материалы систематизируются в сводные ведомости, таблицы, графики. В последующем на их основе определяются общий грузооборот проектируемой линии и другие показатели, которые являются исходными для принятия проектных решений (установления параметров сооружения) я ведения технических изысканий.
Раздел второй
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
Г л а в а III
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
И СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
- Глава I
- § 1. Основные виды инженерных сооружений
- § 2. Проект и его содержание
- § 3. Стадии проектирования
- § 4. Изыскания
- Глава II
- § 5. Роль, состав и виды экономических изысканий
- § 6. Экономическое сравнение вариантов
- § 7. Экономическое трассирование
- § 8. Инженерная геология и ее роль в строительстве
- § 9. Инженерно-геологическая классификация горных пород
- § 10. Основные свойства горных пород как оснований сооружений
- § 1. Подземные воды
- Глава IV
- § 12. Просадочные явления на лёссовидных породах
- § 13. Суффозия
- § 14. Оползни
- § 15. Болота - торфяники
- § 16. Промерзание грунта
- § 17. Вечная мерзлота
- § 18. Тектонические явления
- Глава V
- § 20. Инженерно-геологические карты
- § 21. Буровые и горнопроходческие разведочные работы
- § 22. Правила безопасного| ведения
- § 23. Геодезическая привязка геологических выработок
- § 24. Электроразведка
- § 25. Сейсморазведка
- § 26. Магнитная разведка
- § 27. Гравиметрическая разведка
- § 28. Полевые методы изучения физико-технических свойств грунтов
- § 29. Гидрогеологические исследования
- § 30. Поиски строительных материалов
- Глава VI
- § 31. Роль гидрологических изысканий
- § 32. Круговорот воды в природе. Водный баланс
- § 33. Речная система
- § 34. Река и ее характеристики
- § 35. Закономерности движения воды в русле
- § 36. Режим уровней и расходов воды
- § 37. Хар4ктеристики стока. Факторы, влияющие на сток
- § 38. Способы определения нормы стока
- § 39. Обеспеченность стока
- § 40. Расчеты максимального и минимального расхода воды
- § 41. Работа и энергия реки
- § 42. Кривая подпора
- § 43. Речные наносы
- § 44. Регулирование стока
- Глава VII
- § 45. Изучение колебаний уровней воды
- § 46. Геодезические работы
- § 48. Определение расходов воды
- § 49. Изучение твердого стока
- § 50. Правила по технике безопасности при выполнении гидрометрических работ
- Глава VIII
- § 51. Назначение и состав инженерно-геодезических изысканий
- § 52. Технические требования
- Глава IX
- § 53. Состав
- § 55. Трассирование
- § 56. Полевое трассирование
- § 57. Особенности изысканий каналов, магистральных трубопроводов, линий электропередач, линий связи
- Глава X
- § 58. Состав инженерно-геодезических изысканий
- § 59. Виды планового
- § 60. Составление и оценка проектов планового и высотного геодезического обоснования
- 1. Оценка проекта планового обоснования
- § 61. Методика угловых и линейных измерений. Методика нивелирования
- § 62. Обработка результатов измерений
- § 63. Крупномасштабные топографические съемки
- § 64. Техника безопасности при геодезических изысканиях
- Глава XI
- § 65. Требования
- § 66. Причины нарушения устойчивости геодезических пунктов
- § 67. Выбор места и глубины закладки знаков
- § 68. Конструкция геодезических знаков для различных грунтовых условий
- § 69. Способы закладки грунтовых геодезических знаков