logo search
Картоведение - Салищев

§ 15.9 Картография в капиталистических и развивающихся странах после Второй Мировой войны

Вторая мировая война вызвала громадный спрос на географические карты. Она потребовала мобилизации картографического производства, способствовала его росту, внедрению новой техники и разработке новых типов карт. С разгромом фашистской Германии отпала надобность в снабжении картами действующих армий, поглощавших львиную долю картографической продукции. Последовало естественное сокращение суммарного объема печатаемых для военного ведомства карт, но общий уровень картографического производства превосходил довоенный.

Причины были различны. Первоначально возник спрос на карты для обеспечения работ по восстановлению опустошенных войной территорий, но далее существенными факторами были: исследования и эксплуатация природных богатств, борьба за рынки сбыта и сырья, обслуживание авиации, автотранспорта и быстро развивающегося туризма, а позднее стремление к использованию ресурсов Мирового океана и его шельфа и необходимость охраны природной среды. На усиление картографической деятельности в странах империализма сильно влияла их агрессивная политика, породившая гонку вооружений.

В послевоенной деятельности картографических служб армий наиболее показателен пример США. В течение второй мировой войны ее картографическая служба превратилась в организацию большой производственной мощности. После завершения войны официальной целью ее политики стало «обеспечение картами всех территорий, которые имеют существенный интерес для вооруженных сил», что вело к изготовлению карт на многие районы мира вне США с широким привлечением для этой цели новейших достижений научно-технического прогресса.

Образование в 1949 г. Североатлантического блока - военного союза западных держав - повлекло разработку общей программы работ военно-картографических служб, общее уравнивание опорных сетей западноевропейских стран и унификацию военно-топографических карт НАТО по стандартам США.

В странах Латинской Америки для решения аналогичных задач - по установлению единой системы обоснования съемок, стандартизации топографических карт и привлечению материалов национальных картографо-геодезических служб - США используют Панамериканский институт географии и истории (имеющий в качестве официальных, целей развитие и координацию работ в области географии и истории в странах Северной и Южной Америки) и Межамериканскую геодезическую съемку (см. § 8.3).

Топографические съемки собственной территории велись в США по-прежнему несколькими гражданскими ведомствами. Стандарты точности государственных топографических карт США были установлены только в 1941-1947 гг. К этому времени топографические карты Геологической съемки имелись только для 15% территории страны. Хотя в последующем Геологическая съемка усилила топографическое изучение страны, консолидация государственных топографических работ в США задержалась на несколько десятилетий. Только в 1972 г. Министерство обороны США объединило все свои учреждения, занимавшиеся картографированием зарубежных территорий, в Военно-картографическое агентство, а Геологическая съемка реорганизовала в 1980 г. топографический отдел в Отдел государственного картографирования как государственную картографо-географическую службу, широко использующую новейшую автоматизированную технологию. В 1984 г. топографическая изученность США приблизилась к 80% при полном покрытии страны картой масштаба 1 : 250 000. Завершение 1 : 25 000 карты планируется в 1990 г. (за исключением Аляски, имеющей карту масштаба 1 : 63 360).

После второй мировой войны картографо-геодезические службы ряда европейских стран приобрели гражданский облик, но их деятельность во многом ориентирована на обслуживание армии. Когда продукция государственных служб не удовлетворяет конкретных потребностей в картах инженерного дела, городского хозяйства и т. д., возникают специальные ведомственные картографические учреждения, например при министерствах финансов или сельского хозяйства, для целей кадастра, при министерствах общественных работ и жилищного строительства для городских планировок и т. п.

Существенно изменила свое лицо частнопредпринимательская картография. Быстрое развитие автомобильного транспорта и туризма вызвало огромный спрос на дорожные и туристские карты, рассчитанные на многотысячные и даже миллионные тиражи и не требующие больших затрат на свою разработку. Вместе с тем большинство картографических издательств оказались втянутыми в процесс капиталистической концентрации производства. Включение в крупные полиграфические (или другие) объединения усиливало их позиции в конкурентной борьбе, облегчало совершенствование и модернизацию техники производства, когда это сулило рост прибыли, и позволяло вкладывать средства в дорогостоящие картографические произведения, окупающиеся в длительное время, но увеличивающие известность и престиж издательств.

В области тематического картографирования деятельность государственных служб по-прежнему была наиболее регулярна в разработке геологических, а также почвенных карт. Усилилась надобность в картах использования земель. Однако другие отрасли тематического картографирования пробивают себе дорогу с большими трудностями. Их деятельность, обычно скромная по возможностям и получаемым результатам, во многом определяется энергией и авторитетом лиц, возглавляющих ту или иную отрасль картографирования. Например, такой была во Франции служба картографирования растительности при Национальном центре научных исследований, изготовившая карту растительности Франции в масштабе 1:200 000 (теперь работает как Центр экологии возобновимых ресурсов - растительности и вод).

На этом фоне примечательно в послевоенное время возобновление и развитие работ над комплексными атласами отдельных стран и областей (см. § 8.10). Причины этому были различны. Атласы способствовали планированию мер по устранению экономического ущерба, нанесенного войной, в частности на опустошенных территориях (например, ФРГ). Распад колониальной системы привел империалистические державы к потере многих источников сырья, что побуждало эти державы к более полному изучению, освоению и использованию природных ресурсов собственных территорий.

Настоятельную потребность в разностороннем картографическом изучении своих территорий (природных условий и богатств, размещения населения, экономических ресурсов и т. д.) ощутили страны Африки и Азии, сбросившие ярмо колониализма и ставшие хозяевами своей судьбы. Но организация национальных картографо-геодезических служб требует средств и времени для подготовки кадров и создания материальной базы. Поэтому некоторые страны прибегали (и прибегают) при картографировании своих территорий к технической помощи из-за рубежа. Империалистические державы, стремящиеся к сохранению экономических позиций в бывших колониальных и полузависимых странах, учредили специальные органы для проведения работ за границей, в частности Управление заморских съемок в Великобритании и Управление по заморским научно-техническим исследованиям во Франции (Теперь Французский институт научных исследований для развития в сотрудничестве.). Социалистические страны оказывают содействие картографированию развивающихся стран на других основаниях - по соглашению о научно-технической помощи и сотрудничестве.

Развивающиеся страны уделяют большое внимание национальным и региональным атласам. Если раньше комплексные атласы составлялись главным образом в Европе, то теперь работы по ним идут на всех континентах.

Начиная с 60-х годов появился и быстро усиливается новый стимул к развитию тематического и комплексного картографирования, вызванный техногенньш загрязнением и порчей внешней среды. Исследования и картографирование природы, прежде направленные главным образом к возможно более энергичной и полной эксплуатации естественных богатств, приобретают и другую, возрастающую в своем значении цель - сохранение природы как среды жизни и деятельности человека.

Спрос на карты, рожденный второй мировой войной, потребовал; поисков мер по росту производительности труда. Первоначально этому росту содействовали дифференциация процессов по составлению и подготовке карт к изданию (позволявшая привлекать к массовому выполнению отдельных операций малоквалифицированный персонал) и внедрение новой, относительно простой аппаратуры (например, оптических проекторов для составления карт). Возможности этого пути были скора исчерпаны, но, как отмечалось выше (§ 15.7), ЭВМ, автоматика и космические съемки открыли новые горизонты для технического перевооружения картографо-геодезического производства и на этой основе к разработке новых видов и типов карт, равно как новых направлений картографической деятельности и применения карт. Поисковые работы, начатые в 60-х годах, велись в США, а также в Англии, Франции, ФРГ и Канаде, что уже в начале 80-х годов привело к результатам большого практического значения. Стало реальным автоматизированное изготовление карт, сначала простейших, затем более сложных, в традиционных и новых формах с привлечением разнообразной, в том? числе космической информации, переведенной в цифровой вид (Об успехах автоматизации свидетельствует, в частности, практика коммерческих картографических фирм, обычно обращающихся к новой дорогостоящей технологии и (аппаратуре только после их апробации в государственной картографии. Они уже используют банки цифровой информации, а в США начали с середины 80-х годов-коммерческую продажу пакетов с дисками такой информации и программным обеспечением для автоматизированного изготовления картограмм и точечных карт, например по переписям населения, для нужд исследовательской деятельности и оперативной работа.).

В условиях растущего и усложняющегося производства стала необходимой и в 60-70-х годах быстро развивалась подготовка высококвалифицированных картографов: в университетах (Англия, Франция, США), в политехнических институтах (ФРГ, США) и специальных школах (например, во французской Национальной школе географических наук, приближающейся по своему профилю к советским институтам инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). По сравнению с СССР организация высшего картографического образования опаздывала на 25 и более лет.

В понимании картографии существовали (и существуют) разные точки зрения. Картографический отдел ООН определил картографию как науку о создании любых карт, охватывающую все фазы работ, начиная со съемок до печатания карт включительно (1949). Такой взгляд, отвечавший распространенному в США производственному пониманию задач картографии, относил к ней, во-первых, измерительные работы, на самом деле принадлежащие геодезии, топографии и аэрофотосъемке; во-вторых, тематические съемки, входящие в компетенцию геологии, почвоведения и других наук о Земле.

Последующие официальные определения - английское (в 1965 г.) и французское (в 1965 г.) - сохранили за картографией создание всевозможных карт, но исключили из ее задач производство различных съемок, обследований и наблюдений (топографических, фотограмметрических, геологических, почвенных и др.). Но они остались родственными определению ООН в том отношении, что ограничивали интересы картографии научными и техническими работами по созданию карт. Еще позднее (в 1966 г.) Международная картографическая ассоциация в соответствии с советскими предложениями пополнила задачи картографии разработкой методов использования карт, что приблизило и определение картографии к той формулировке, которая получила распространение в СССР в середине 50-х годов. Самое общее определение картографии в современном университетском курсе США (Rоbinsоn А. Н. et al. Elements of cartography. V ed., 1985. ) относит к ней любую деятельность по изготовлению и использованию карт.

Вместе с тем на Западе с начала 70-х годов получило распространение формалистическое определение картографии как науки о картографической форме передачи пространственной информации. Такое понимание картографии ограничивало ее роль служебными техническими функциями, при которых идеалом передачи информации (коммуникации) считается извлечение читателем из карты того объема информации, который был введен в карту ее составителем. При этом теряется важнейшая научная цель картографии - приобретение посредством картографического метода исследований новых знаний о природе и обществе. Поэтому коммуникативное истолкование картографии, обращенное к совершенствованию графических и технических средств, недостаточно для ее теоретического обоснования. Его критика привела к пересмотру коммуникативной концепции картографии и включению в задачи науки анализа содержания карт и методов их интерпретации.

В заключение отметим, что в гражданской картографии Запада - государственной и частнопредпринимательской - в конце 70-х годов обнаружился значительный спад, вызванный усилением общего экономического кризиса капитализма, уменьшением бюджетных средств, выделяемых для государственной картографии, и трудностями коммерческой картографии, проистекающими из-за снижения покупательной способности населения (Иллюстрациями могут быть сокращения с 1975 по 1983 г. на 1/3 (с 4453 до 2970 человек) персонала государственной картографо-геодезической службы Великобринании и драматическое падение тиражей дорожных карт в США.).