logo
Картоведение - Салищев

§ 7.7 Особенности атласов как целостных произведений

Для качества любого географического атласа особенно важна его-целостность, определяемая полнотой и внутренним единством атласа. Атлас полон, когда в нем находят необходимое и достаточное освещение все вопросы и все темы, вытекающие из назначения и замысла атласа. Если взять для примера Физико-географический атлас мира, то с этой точки зрения он должен, во-первых, содержать карты всей планеты, во-вторых, характеризовать все основные компоненты географической среды. Стремление к увеличению количества тем ради полноты атласа влечет за собой рост числа карт либо при заданном объеме атласа диктует уменьшение масштаба карт. Между тем карты отдельных стран и некоторые темы могут требовать крупных масштабов. Выход из этого противоречия находят в строгом отборе действительно необходимых тем и в устранении малозначимых, в целесообразном объединении тем на одной карте, в выборе минимальных и вместе с тем достаточных масштабов, в исключении необоснованных перекрытий (повторных изображений одной и той же территории на разных листах) и т. п.

Внутреннее единство атласа подразумевает взаимодополняемость, согласованность и удобство сопоставления входящих в него карт; эта обеспечивают: целесообразный выбор и ограничение числа используемых проекций и масштабов (удобно, когда последние находятся между собой в простых соотношениях, например кратны друг другу); общность географических основ родственных карт; согласованность легенд различных карт в отношении показателей и детальности; единство установок генерализации; взаимосвязанность способов изображения и системы картографических знаков, расцветок и шрифтов; приуроченность содержания к определенной дате (или датам и периодам времени); целесообразное размещение (логическая последовательность расположения) тем и карт и, конечно, учет в процессе создания атласа взаимосвязей между явлениями, изображаемыми на разных картах атласа.

Требование единого и общего подхода к содержанию и оформлению всех карт атласа приводит к противоречиям между интересами атласа в целом и интересами его отдельных карт, наилучшим образом удовлетворяемыми при учете особенностей конкретной карты и специфики изображаемой на карте территории. Поясним эту мысль несколькими примерами.

Для удобства сравнения желателен единый масштаб сходных карт атласа (например, обзорных карт отдельных государств или провинций) ; между тем отдельные карты, более сложные по содержанию, нуждаются в более крупном масштабе или, наоборот, при малом или простом содержании могут быть удовлетворены масштабом относительно мелким. Поэтому было бы неразумным строить в едином масштабе сходные карты различных государств, что приводило бы к перегрузке одних карт и пустоте других; но, отказываясь от одного масштаба, ограничивают их число и приводят масштабы в простые между собой отношения, лучше кратные.

Сопоставление рельефа на разных картах атласа максимально облегчается при использовании одного способа изображения, например гипсометрического с единой шкалой сечения рельефа, хотя наилучшая передача рельефа отдельных стран требует разработки и применения на соответствующих картах самостоятельных шкал и т. п. Практически при изображении рельефа на картах разных масштабов используют ряд шкал, производных друг от друга, неодинаковых по своей детальности, но построенных так, что детальная шкала карт крупных масштабов сохраняет все изогипсы обобщенных шкал и согласуется с ними в расцветке высотных ступеней. Такой прием не препятствует сравнению рельефа на разномасштабных картах и даже допустим на картах одного масштаба, изображающих рельеф различного характера и сложности.

Назначение атласа определяет его основные установки: содержание, т. е. круг сообщаемых атласом сведений и, следовательно, тематику карт; структуру - строение разделов атласа и последовательность размещения карт; объем атласа - его формат и количество листов.

Например, в советских учебных географических атласах для средней школы содержание соответствует учебным программам по географии, согласовано с учебниками и заключает сведения, обязательные для изучения школьниками, плюс некоторые ограниченные дополнения, полезные для углубленной работы над картой; структура атласа отражает последовательность изложения материала в учебнике и в младших классах облегчает постепенную подготовку школьников к сознательному чтению карт; наконец, формат атласа удобен для работы на школьной парте, а стоимость атласа невелика.

Содержание, структура и объем атласов так же разнообразны, как разнообразно их назначение. Если, например, содержание учебного атласа должно быть строго ограниченным, то ценность справочного атласа возрастает соответственно количеству сообщаемых им сведений.

Атласы предоставляют наибольшие возможности для системного картографирования территориальных комплексов. С этой целью в атласы включают карты отдельных элементов геосистемы, их взаимосвязей и динамики, а также интегральные карты системы и ее основных подразделений, широко используя многообразие аналитических, синтетических и комплексных способов картографирования.

Ранее атласы издавались переплетенными в виде альбомов, но с 30-х годов текущего столетия стали появляться атласы в разборных переплетах, а затем и в футлярах с несброшюрованными листами. Большие атласы нередко публикуются постепенно, отдельными выпусками или даже отдельными листами, что облегчает распространение атласа и пользование крупноформатными картами, но осложняет хранение; кроме того, составление карт с содержанием, относящимся к разным датам, может наносить ущерб единству атласа.

Многие атласы, преимущественно тематические и комплексные, включают тексты, таблицы и справочно-статистические сведения. Тексты могут содержать методические пояснения к картам (принципы построения легенды, описание источников и методов составления, достоверность карты и т. д.), облегчающие практическое пользование картами, и краткие географические описания изображенных явлений, поясняющие карты и, главное, дополняющие их отсутствующими данными, особенно о взаимосвязях и динамике явлений (что иногда позволяет сокращать в атласе число аналитических карт). Разумеется, тексты должны быть органически связаны с картами в результате использования общих источников, классификаций и показателей, а также посредством ссылок на карты, т. е. привязки к карте сообщаемых в тексте сведений (подробнее см. § 8.11).

Вместе с тем получают распространение атласы-альбомы преимущественно научно-популярного характера, в которых равноправно сочетаются карты, тексты (включая статистику), фотоиллюстрации и разного рода графики.

Для облегчения нахождения необходимых объектов атласы сопровождаются указателями названий (см. § 5.4).