logo
Картоведение - Салищев

§ 7.4 Классификация карт по назначению. Совместное применение классификаций

Назначение карт оказывает определяющее влияние на их масштабы, содержание и способы оформления. О силе воздействия этого фактора на содержание и оформление можно судить по рис. 6.1, 6.2, воспроизводящим две общегеографические карты одной территории и одного масштаба, но различных по назначению: справочную и учебную.

Классификация карт по назначению выделяет специальные карты, предназначенные для определенного круга потребителей и решения определенных задач, например карты учебные, туристские, навигационные и т. п. Термин «специальные карты» в таком понимании употребляется относительно недавно (с середины 60-х годов). Ранее он использовался одновременно для тематических карт и карт специального назначения, т. е. имел двоякий смысл, что приводило к путанице. Очевидно, специальными могут быть и общегеографические (например, туристские) и тематические карты (например, учебные: климатические, растительности, экономические и др.).

Подразделение карт в зависимости от их основного назначения - удовлетворения потребностей народного хозяйства и управления, просвещения, науки и культуры, обороны - может дать первую ступень классификации. Один из путей дальнейшего деления карт по назначению для народного хозяйства и культурного строительства можно представить в следующей схеме.

Карты для народного хозяйства и управления:

инвентаризации и оценки природных условий и ресурсов (для конкретных отраслей народного хозяйства и строительства);

инвентаризации и оценки трудовых и экономических ресурсов;

планирования и размещения производительных сил;

проектные (организации территории):

строительства,

мелиораций,

землеустройства,

лесоустройства и т. п.;

оперативно-хозяйственные;

навигационные и дорожные:

морские,

речные и озерные (лоцманские),

аэронавигационные,

космические,

автомобильные и т. п.

Карты для просвещения, науки и культуры:

учебные:

для начальной школы,

для средней школы,

для высшей школы,

для школ слабовидящих,

для слепых;

научно-справочные;

культурно-просветительные:

агитационно-пропагандистские,

краеведческие и т. п.;

туристские:

экскурсионные,

спортивные и т. п.

Применение классификации карт по назначению оказывается ограниченным ввиду многоцелевого назначения многих карт. Например, топографические карты одновременно удовлетворяют разнообразные нужды народного хозяйства, обороны и научных исследований; научно-справочные служат основой для ресурсных карт и широко используются в высшей школе, а также при планировании, проектировании, строительстве и руководстве народным хозяйством. Поэтому классификация по назначению практически используется в ее отдельных звеньях для карт, имеющих четко выраженное назначение (например, для учебных и туристских карт), или для внутреннего подразделения карт, общих по тематике. Например, среди общегеографических карт крупного масштаба целесообразно различать наряду с многоцелевыми топографическими картами их облегченные варианты, предназначаемые для определенного круга потребителей и видоизменения топографических карт, например карты туристские, учебные топографические и т. п. (Туристские карты показывают подробно маршруты, убежища, кемпинги и т. д., отмечают красивые кругозоры, опасные места (например, в отношении снежных лавин для лыжников) и т. п. Для учебных карт, используемых в школе при классном обучении чтению топографической карты, характерны нарочито упрощенное содержание, укрупненные условные знаки, нередко сопровождаемые картинками, и подробные текстовые пояснения.) Вместе с тем становится необходимой детализация отдельных звеньев классификации в связи с картографическим обеспечением отдельных проблем, например народнохозяйственного планирования, которое нуждается в различных картах в зависимости от этапа планирования (долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного) и его охват (для всей страны, ее крупных районов или более мелких территориальных подразделений). Наконец, классификация по назначению может быть полезной для планирования и организации картографического производства.

Классификации по территории и тематике, взятые порознь, недостаточно дифференцируют все многообразие карт, а классификация по назначению не допускает деления многоцелевых карт и, как было показано, условна для некоторых подразделений. Поэтому на практике обычно совместное использование классификаций. Классификация по территориальному признаку часто выбирается в качестве основной, а карты внутри отдельных ее рубрик распределяются по тематике (содержанию) и дополнительно по назначению. Общегеографические карты классифицируются внутри территориальных рубрик по масштабам с выделением карт специального назначения.

При описании и размещении географических карт в картохранили-щах приходится учитывать также их формат, форму (например, фальцованные карты, т. е. сложенные в тетради), многолистные издания, серии различных, но объединенных общим названием карт (например, карты природы СССР масштаба 1 : 10 000 000) и т. д. Особо выделяются другие виды картографических изображений: рельефные карты, глобусы и т. п. (Для классификации и описания картографических произведений в картохранилищах библиотек СССР разработаны специальные инструкции (Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для научных библиотек, вып. 5. Науки о Земле. М., 1963; Единые правила описания произведений печати для библиотечных каталогов, ч. 3. Описание картографических изданий. М., 1970). Помещенные в них классификации подробны, но не строго логичны. Более систематичны классификации, подготовленные в Центральном научно-исследовательском институте геодезии, аэросъемки и картографии для картографической информационно-поисковой системы.)