logo search
Картоведение - Салищев

§ 14.10 Деятельность частных картографических предприятий

Картографические предприятия, основанные на коммерческом интересе, существуют со времени изобретения картопечатания. Вплоть до XVIII в. развитие картографии во многом было обязано частной инициативе. Вспомним нидерландских картографов XVI-XVII вв. Долгое время внимание государственного аппарата к картографическим работам было невелико и оказываемая этим работам поддержка носила случайный характер. Исключения немногочисленны - одно из них доставляет история русской картографии. В целом государственные картографические работы приобрели значительный объем только в XVIII в., причем внимание было устремлено главным образом на проведение съемок собственной страны и составление производных карт. По мере роста государственной картографии значение частных картографических предприятий относительно уменьшилось, но для них оставалось достаточно широкое поле деятельности. Они не приняли участия в топографических работах, требующих крупных затрат и не окупающихся продажей карт (Например, попытка Томаса Джефериса, крупного лондонского картографа и торговца картами середины XVIII в., предпринять составление карт Англии на основе съемок, специально им поставленных, привела к банкротству его предприятие, которое ранее процветало при использовании готовых источников.), но с большой энергией наполняли рынок мелкомасштабными картами и атласами, а также картами специального назначения: учебными, дорожными и другими изданиями, рассчитанными на широкое распространение и приносящими прибыль.

Картографическая продукция частных фирм была по своим достоинствам очень неравноценной. Высококачественное изготовление сложных картографических трудов, какими например, являются всемирные атласы, может осуществляться лишь при солидной научной и технической постановке дела, в результате сотрудничества значительного состава хорошо сработавшихся между собой специалистов: географов, картографов, чертежников, граверов, печатников и др. Требуемые условия создать непросто. Необходимы не только квалифицированный персонал, не только значительные средства, но и время для приобретения опыта и накопления картографических источников. Некоторым картографическим издательствам путем последовательного накопления материалов, переизданий и улучшений удавалось достигать успеха не только при издании отдельных карт, но и при решении крупных задач, подобных выпуску больших географических атласов.

За рубежом отдельные картографические фирмы за много десятилетий существования вырабатывали свой стиль и традиции. Таковы, например, бывшая немецкая фирма «Юстус Пертес» в Готе (Ныне Географо-картографическое предприятие им. Германа Хаака в ГДР, отметившее в 1985 г. свое 200-летие.) (основана в 1785 г.) и английская Бартоломью в Эдинбурге (с 1855 г.). В частности, среди изданий Юстуса Пертеса примечательны всемирный Атлас Штилера, впервые изданный в 1823 г. и подвергавшийся далее неоднократным переработкам, комплексный Физический атлас Бергхауза (см. § 14.8), а также журнал «Петерманс географише мит-тайлунген» (Географические известия д-ра Петермана, основан в 1855 г.). В журнале помещались статьи и карты, освещавшие результаты новейших географических открытий и исследований, собирался и систематизировался справочный материал, необходимый для обновления карт, и т. д., что способствовало постоянному притоку свежих картографических источников.

В России единственным специализированным предприятием было картографическое заведение А. Ильина (основанное в Санкт-Петербурге в 1859 г.), сыгравшее положительную роль в обеспечении учебными картами и атласами народного образования. Среди других изданий А. Ильина отметим Атлас по фабрично-заводской промышленности России и обширный подробный Атлас Российской империи, включающий карты по губерниям с планами городов, статистические (экономические) и отчасти физико-географические карты страны. Таким образом, последняя работа представляла интересную попытку создания комплексного атласа России.

Однако картографическая продукция частных фирм нередко отличалась невысокими достоинствами. В погоне за прибылью и в борьбе с конкурентами картоиздательства, особенно из числа второстепенных, прибегали к плагиатам и к удешевлению себестоимости карт за счет снижения качества. Отсюда такие недостатки, как устарелость содержания карт и их малая точность, разнобой в проекциях, масштабах, способах изображения и характере генерализации на картах географических атласов и отчасти в многолистных изданиях. Оформлению уделялось больше внимания - внешний вид карт в первую очередь привлекает внимание покупателя, особенно если он не искушен в картографии.