logo search
Картоведение - Салищев

§ 8.5 Морские карты

Море занимает 71% поверхности Земли. Этот факт уже сам по себе говорит о значении морских карт. Картографирование морей является задачей государственной важности, выполняемой гидрографическими службами (в СССР Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР), назначение которых состоит в обеспечении безопасности судоходства. Поэтому специальные навигационные (гидрографические) карты для судовождения, предназначенные для прокладки пути корабля и определения его места, составляли до недавнего прошлого безраздельно господствующую категорию морских карт. Но в последнее время получают энергичное развитие два других направления морской картографии: тематическое картографирование открытого моря (что связано с усиливающимся использованием естественных минеральных и пищевых богатств Мирового океана и с новой техникой кораблевождения) и детальное топографическое картографирование шельфа (для эксплуатации его ресурсов). Морские навигационные карты для подводного и надводного плавания (рис. 8.3) изображают с особой полнотой и подробностью нави-гационно-гидрографические элементы: на море - береговую линию и осушку, т. е. зону между самым низким и самым высоким уровнем воды; рельеф морского дна с помощью отметок глубин и изобат; грунты морского дна (песок, ил, глина, галька, гравий, валуны, кораллы и т. д.) посредством буквенных знаков (П, И, Гл и т. п.); навигационные опасности - подводные и надводные (банки, мели, рифы, скалы, камни, буруны, затонувшие суда и т. п.); течения постоянные, переменные и приливно-отливные (не на всех картах); склонение компаса, его годовое изменение, магнитные аномалии; навигационное оборудование (плавучие маяки, буи, вехи и т. п.), фарватеры, каналы, якорные стоянки; границы государственные, водных районов и др.; на берегу - характер берега (скалистый, обрывистый, песчаный с мангровыми зарослями и т. п.), определяющий доступность побережья моря и возхможность его опознавания; береговой рельеф (приметные возвышенности, вершины и т. п.), используемый для опознавания берега и определения места корабля; навигационное оборудование (маяки, огни, створы и т. п.); молы, волноломы, доки и т. п.; предметы и строения на берегу, имеющие значение навигационных ориентиров.

Рис. 8.3. Фрагмент листа морской навигационной карты (одноцветная репродукция многокрасочной карты)

Некоторые карты иногда дают подробную топографическую характеристику суши, однако в связи с назначением карт считается целесообразным обобщенное изображение суши и только в пределах ее видимости или радиолокационного обзора с моря.

Типической особенностью морских навигационных карт является преимущественное использование меркаторской проекции, удобной для, навигатора тем, что путь корабля, идущего, постоянным курсом (по определенному азимуту), изображается на ней прямой линией.

Наряду с сеткой меридианов и параллелей на некоторые карты дополнительно наносят специальные координатные сетки радионавигационных изолиний (Линий равных значений какого-либо навигационного параметра, например расстояний до береговой радиостанции.) для определения положения корабля радионавигационными средствами. Выделяются также объекты, дающие отражение на экранах локаторов.

В СССР принято подразделять навигационные карты по их назначению и масштабу на четыре группы:

1) планы в масштабах 1 : 25 000 и крупнее, используемые для входа в порты, гавани, при постановке на якорь, а также для проектирования гидротехнических сооружений;

2) частные карты в масштабах от 1:25 000 до 1:75 000, используемые для плавания в непосредственной близости от берега, при проходе узкостями, когда курс судна определяется по местным предметам;

3) путевые карты в масштабах от 1 : 100 000 до 1:1 000 000, предназначенные для плаваний вдоль побережий, иногда с полной потерей видимости берега;

4) генеральные карты в масштабах 1 : 1 000 000 и мельче, применяемые для изучения условий плавания и при плавании в открытом море (За рубежом используются сходные классификации, но термины для обозначения групп могут быть иными.).

В указанных группах особое значение имеют путевые и генеральные карты, покрывающие полностью отдельные бассейны, тогда как планы и частные карты изготовляются только для некоторых участков побережья. Различия физико-географических и навигационных условий обусловливают использование для путевых карт различных масштабов. Однако в пределах отдельных морей или широтных поясов советские карты обычно сохраняют общий главный масштаб, относимый к средней параллели бассейна (моря). Нарезка листов путевых карт не единообразна, она определяется удобством покрытия листами карты соответствующего бассейна (или перехода от одного порта к другому). Смежные листы для облегчения прокладки курса корабля при переходе на соседний лист имеют перекрытия (§ 2.8). Рамки всех навигационных карт, имеющихся для бассейна, и номера, присвоенные картам, обозначаются на сборном листе (§ 2.8). По нему можно судить об обеспечении бассейна навигационными картами и выбирать необходимые карты по их номерам. Сборные листы имеются в каталогах карт, издаваемых гидрографическими службами разных стран, и сопровождают лоции - руководства для плавания, содержащие описания водных бассейнов, поясняющие и дополняющие морские навигационные карты, а также гидрометеорологическую информацию.

Общее число морских навигационных карт, публикуемых гидрографическими службами различных стран, оценивается в 34-40 тыс. Из них 8,7 тыс. издается в США, более 4 тыс. - в Великобритании, около 2 тыс. - во Франции и немного более 1 тыс. - в ФРГ. Только часть карт относится к собственным прибрежным водам (например, в США около 1 тыс.). По данным ООН на 1980 г., таких карт насчитывается несколько более 15 тыс. Вне национальных вод многие карты дублируют друг друга. Поэтому Международная гидрографическая организация ставит своими задачами помощь взаимному обмену картами между странами, стандартизацию навигационных карт и, что особенно важно, изготовление в порядке международного сотрудничества стандартных карт. Выполнены карты мира масштабов 1:10 000000 и 1:3500000.

В настоящее время нет прибрежных зон, для которых не было бы морских навигационных карт. Однако океаны и моря изучены в гидрографическом отношении неполно и неравномерно. Наиболее подробны и точны карты шельфов, где расположено большинство навигационных опасностей: банок, мелей, рифов и т. д. Для открытого моря имеется ограниченное число путевых и генеральных карт, составленных преимущественно по гидрографическим работам пониженной точности (Этот факт был связан с ограниченной точностью гидрографических работ при определении положений промерного судна средствами мореходной астрономии или радионавигация дальнего действия (с ошибкой в 2-3 км) и при измерении глубин эхолотом. Теперь эти препятствия устранены при определении положения по искусственным спутникам Земли (с ошибкой до 0,2 км) и при введении прецизионных эхолотов. ). Считается, что только 5 % площади Мирового океана обеспечено вполне точными навигационными картами, преимущественно у побережий развитых в экономическом отношении стран. Но активность гидрографических служб крупных держав выходит далеко за пределы морей, их омывающих.

Замечательная особенность морских навигационных карт состоит в их регулярном обновлении, в поддержании на уровне современности, т. е. в приведении в соответствие с действительным состоянием местности. Этот процесс в отношении морских карт называют корректурой (Вообще в картографии под корректурой понимают технический контроль за качеством изготовления карты.). Например, из 4 тыс. английских карт 500 перепечатывают с необходимыми исправлениями 4 раза в год, 500 - 2 раза в год, 2 тыс. ежегодно и 1 тыс. - один раз каждые 2 года.

Наиболее полное сводное собрание навигационно-географических карт Мирового океана включено в трехтомный советский Атлас океанов (1974-1981), содержащий в дополнение к тематическим картам однотипные карты океанов и морей мира и планы важнейших портов (§8.8).

В последние годы получили распространение морские навигационные карты особого назначения: для решения специальных задач военно-морского флота, рыболовства, спорта и др.

Тематическое картографирование океанов и морей предполагает их многостороннее изучение в батиметрическом, гидрометеорологическом и геолого-геофизическом отношениях. Решение этой грандиозной задачи имеет два аспекта - относительно подробное и постепенное изучение и картографирование отдельных природных явлений (и их комплексов) для ограниченных по площади акваторий и создание мелкомасштабных сводных карт и атласов на основе обобщения накопленных материалов, еще неравноценных в различных частях Мирового океана (с повторением сводок по мере накопления новых данных). Наиболее ранней сводной работой, призванной обобщать знание о рельефе дна Мирового океана, явилась Генеральная батиметрическая карта океанов масштаба 1:10 000000 (General Bathymetric Chart of the Oceans - GEBCO), предпринятая по инициативе VII Международного географического конгресса 1899 г. и вышедшая в 1975-1982 гг. в 5-м обновленном издании на 18 листах в проекции Меркатора между параллелями 72° северной и южной широты и в стереографической проекции для полярных районов в масштабе 1:6000000 на параллели 75°.

Сводки в виде комплексных атласов будут указаны в § 8.6-10. Мировой океан не расчленен политическими границами и потому международное сотрудничество широко используется при его картографировании.

Топографические карты щельфа являются продолжением топографических карт суши и выполняются в тех же масштабах, проекции (Гаусса) и разграфке. Они служат для эксплуатации и охраны природных ресурсов шельфа - полезных ископаемых, растительности и животных, для планирования, проектирования и эксплуатации различных сооружении и многих других целей, но не заменяют навигационных карт. К главным элементам содержания карт шельфа относятся: инженерно-технические сооружения; рельеф морского дна, изображаемый отметками глубин, горизонталями (изобатами) и специальными знаками характерных форм-бровок, уступов, каньонов и т. д.; донные отложения (грунты), обозначаемые подписями в условных сокращениях; донные растения, показываемые в местах значительных скоплений условными знаками и подписями, и малоподвижные донные животные; искусственные сооружения и фарватеры.