logo search
Картоведение - Салищев

§ 1.4 Определение картографии

Государственный стандарт картографических терминов называет картографией область науки, техники и производства, охватывающую изучение, создание и использование картографических произведений. Это определение согласуется с традиционным в СССР пониманием картографии как науки о географических картах, методах их создания и использования. При этом географические карты рассматриваются в качестве способа отображения действительности и средства изучения реальных явлений.

Разумеется, имелись и существуют различные представления о сущности и задачах картографической науки. В их изменениях и вариантах находят отражение общий ход научно-технического прогресса, внутреннее совершенствование картографии и вновь возникающие перед ней проблемы. Этот вопрос будет рассмотрен позднее, в историческом очерке при обзоре становления и развития научной картографии (§ 15.3, 15.7).

Но уже здесь важно отметить характерную черту современной картографии, состоящую в энергичном расширении познавательных функций карт как средства исследования объективного мира и приобретения новых знаний. Познавательная сила географических карт проистекает из их создания и использования как пространственно-временных моделей реальных явлений. Отсюда закономерно прийти к более глубокому пониманию картографии. Это наука об отображении и исследовании явлений природы и общества - их размещения, свойств, взаимосвязей и изменений во времени посредством карт и других картографических изображений.

Такое понимание картографии усиливает ее взаимодействие с естественными и общественными науками, использующими картографирование и карты в качестве одного из эффективных методов научных исследований. В то же время традиционное определение картографии, приведенное в начале параграфа, при упоре на технологические задачи создания и использования карт отражает связи картографии с техническими науками, что приобретает новый смысл при автоматизации картографического производства.

Развитие картографии как частнонаучного метода познания действительности образовало резкий контраст с распространившимся в 70-х годах за рубежом и отчасти в СССР понимании картографии в виде раздела (части) информатики, дисциплины, изучающей общие вопросы коммуникации, т. е. получения, преобразования и передачи информации безотносительно к ее содержанию и ценности (см. § 15.9). В этом случае карты рассматриваются только как технический канал для передачи пространственной информации, закодированной в условных знаках. Такое толкование лишает картографию познавательных функций и перспектив развития как самостоятельной науки. Оно подверглось критике первоначально в СССР. Теперь процессы создания и использования карт более не мыслятся без содержательного анализа обрабатываемой информации.