logo search
Картоведение - Салищев

§ 3.10 Способ знаков движения

Знаки движения служат для показа различных пространственных перемещений, относящихся и к природным, и к социально-экономическим явлениям (морские течения, перелеты птиц, маршруты путешествий, миграции населения, перевозки грузов и др.). Очень часто их используют для наглядной передачи планов и хода военных операций. Другая область применения способа - это отображение различных связей - транспортных, экономических, торговых, финансовых, политических, культурных и т. д. Знаки движений применимы для явлений, любых по характеру размещения: для точечных (например, движение корабля); линейных (перемещение фронтов); площадных (рост лавового поля, конуса выноса), рассеянных (миграция животных); сплошных (перемещение масс воздуха). В соответствии с назначением карты и особенностями картографируемого явления при помощи знаков движения можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения, качество, мощность и структуру движущегося явления. Разумеется, не всякое явление нуждается или может получить такую разностороннюю характеристику. Напротив, иногда возникает необходимость во введении дополнительных показателей, например устойчивости морских течений, времени перелета птиц и т. п.

Основным графическим средством для отображения движения и связей служат векторы, т. е. направленные отрезки (стрелки), которые могут различаться по ориентировке (показывающей направление перемещения или связи), форме, величине, цвету, светлоте, внутренней структуре (рис. 3.28). Причем для дифференциации по величине легко использовать два показателя: ширину и длину вектора; иногда применяют различное оперение стрелок. В качестве примера на рис. 3.29, е воспроизведен фрагмент карты течений, на которой длина стрелок характеризует устойчивость поверхностных течений, а толщина - скорость течений в узлах. Качественные различия обычно указывают цветом, например используют красные стрелки для теплых морских течений, синие - для холодных.

Рис. 3.28. Векторы, различающиеся: а - по форме; б - величине (ширине); в - светлоте; г - внутренней структуре

Другое распространенное графическое средство - ленты (полосы), различная ширина которых выражает мощность потоков пассажиров, грузов и т. п. (рис. 3.29,6). Соизмеримость лент (аналогично способу значков) может быть абсолютной или условной, непрерывной или ступенчатой. Но если при абсолютной шкале линейный размер значка пропорционален корню квадратному из величины объекта, то ширина ленты пропорциональна мощности потока. Поэтому во избежание чрезмерной нагрузки карты лентами приходится уменьшать основание шкалы, что затрудняет зрительное сопоставление ширины ленты со шкалой, а при ступенчатой шкале вынуждает сокращать число интервалов (рис. 3.30,6). Дифференциацию по ступеням облегчает замена лент системой параллельных линий, число которых указывает ступень шкалы (рис. 3.30, в). Наиболее экономны скользящие векторы (рис. 30,30 г), размещаемые вдоль трассы потоков, но они менее наглядны, чем ленты.

Для передачи структуры потоков, например для выделения важнейших видов грузов, ленты прямого и обратного потоков иногда разделяются на составные части пропорционально весу выделенных грузов с соответствующей раскраской или штриховкой (рис. 3,29, г). При использовании скользящих векторов их цвет может указывать вид грузов, а величина - объем (БСАМ, т. 1, с. 139-140).

Знаки движения разделяются на точно передающие трассы перемещений (см. рис. 3.29,6) и схематические (рис. 3.29, в).

Рис. 3.29. Различные виды знаков движения: а - маршруты (пути плавания судов при снятии в 1938 г. станции «Северный полюс»; по Морскому атласу, т. II. 1953 г.); б - ленточные знаки потоков с передачей действительного пути (число автомашин за сутки по дорогам штата Иллинойс; по Атласу ресурсов Иллинойса, вып. 4. 1960 г.); в - схематизированные ленточные знаки грузопотоков (перевозка яблок из Тасмании в Европу; по Атласу Тасмании, 1965 г.); г - структурные ленточные знаки грузопотоков по железным дорогам в районе Великих озер (по Атласу Онтарио, 1969 г.); д - векторные знаки грузопотоков угля, нефти и руды (по Большому советскому атласу мира, т. I, 1937 г.); е - векторные знаки поверхностных морских течений (по Атласу океанов, Тихий океан, 1974 г.)

Первые совпадают с железными дорогами, автомагистралями, водными путями и т. п. или показывают реальные маршруты (рис. 3.29, а), вторые вычерчиваются произвольно между пунктами (или районами) начала и конца движения.

Рис. 3.30. Шкалы потоков: а - непрерывная для ленточных знаков; б - ступенчатая для ленточных знаков; в - ступенчатая для системы параллельных линий; г - ступенчатая для скользящих векторов

Часто такой схематизм вполне целесообразен. Он вызывается разными причинами: желанием упростить или обобщить картину например при показе передачи электроэнергии от пунктов ее производства к местам потребления, когда топографическое положение линий электропередач не имеет какого-либо значения; существом явления, когда пути и способы перемещения разнообразны или трудноопределимы, как бывает, например, с ввозом капиталов, и т. п. Схематизация также вполне уместна при передаче различного рода связей (см., например, карту внутрикраевых транспортно-экономических связей в Атласе Целинного края, 1964, с. 39).