§ 107. Особенности проведения фотосъемок водных акваторий
Так как водная поверхность носит динамичный характер и в каждый последующий момент времени ее форма меняется, выполнять морскую аэрофотосъемку по методике, применяемой для съемок суши, нельзя. Если аэрофотосъемку водной поверхности выполнять одной фотокамерой с одного самолета, то изображение на каждом последующем снимке будет отличаться от сфотографированного на предыдущем, и чем больше интервал фотографирования, тем больше это отличие. В результате получить стереоскопическую пару снимков не представляется возможным. Поэтому в зависимости от поставленной задачи фотографирование водной поверхности необходимо выполнять одной или двумя фотокамерами с одного или двух самолетов.
При съемке с самолета одной фотокамерой получают одиночные или перекрывающиеся снимки.
По одиночным снимкам характеристики волн и глубин определяют следующими способами.
Промерив на снимке расстояние l между гребнями волн, вычисляют длины волн по формуле
L = lm, где т — знаменатель масштаба снимка. Точность определения 8—12%. Зная длину волны при достаточно больших глубинах, можно вычислить ее скорость по формуле , где g = 9,81 м/с.
Длины волн по фотоснимкам можно определить также д и -фракционным способом, основанным на том, что взволнованная водная поверхность имеет периодический характер, и ее изображение на фотоснимке можно рассматривать как несовершенную дифракционную решетку. Измерения производят на специальной дифракционной установке. Точность определения длины волны составляет 3—5 %.
На снимках в пределах зоны солнечного блика определяют угол наклона элементов поверхности волн, дающих блик.
Для определения по одиночным фотоснимкам глубин (до 10 м) в прибрежной полосе применяют фотометрический способ. В этом случае фотосъемку проводят так, чтобы на снимке изобразился участок суши. Масштаб фотографирования задают в пределах 1:3000—1:10 000 и используют фотокамеру с
f = 200 мм. Съемку производят в зеленой зоне спектра. При фотографировании вода должна быть прозрачной, а отражательная способность грунтов дна — одинаковой. Волнение не должно превышать 1—2 балла. После шторма разрешается фотографировать только через 2—3 дня, когда восстановится прозрачность воды. Глубины рассчитывают по фотометрическим измерениям перемены плотности изображения, начиная от береговой линии. Измерения выполняют на регистрирующем микрофотометре. Способ позволяет определять глубины с точностью до 10 %.
Маршрутная фотосъемка водной поверхности с заданным процентом продольного перекрытия производится при условии, что на ней имеются неподвижные объекты (острова, искусственные сооружения, контуры дна, якорные буи). Измерив на соседних снимках смещение Л одной и той же волны относительно неподвижного объекта, вычисляют ее скорость V = mΔ/τ., где τ— интервал фотографирования. Точность определения составляет примерно 20 %.
Для съемки водной поверхности с одного самолета двумя фотокамерами их устанавливают в специальных гондолах, которые крепят под крыльями. В этом случае величина базиса фотографирования будет сравнительно небольшой и определяется размахом крыльев самолета. Поэтому для повышения точности стереоскопических измерений производят крупномасштабное фотографирование с небольших высот широкоугольными фотокамерами (f = 70, 100 мм). Кроме того, эти фотокамеры, имеющие небольшие размеры, легче подвесить под крыльями. Фотокамеры должны быть однотипными с одинаковыми элементами внутреннего ориентирования. Срабатывание затворов обеих фотокамер должно быть синхронизировано с точностью не больше 10 мкс. Фотокамеры можно устанавливать и вдоль фюзеляжа: в носовой и хвостовой частях, но в этом случае несинхронность срабатывания затворов будет изменять величину базиса фотографирования. При подвеске под крыльями несинхронность будет вызывать, в основном, разворот базиса. В фюзеляже самолета над фотолюком устанавливают третий фотоаппарат, аналогичный подвешенным под крыльями или с другим фокусным расстоянием, что определяется поставленной задачей.
Наличие двух фотокамер, затворы которых срабатывают в один момент времени, позволяет получить одиночные стереопары волнения водной поверхности или рельефа дна и, используя стереоскопические измерения, составить цифровую и графическую информацию о сфотографированном объекте. Для определения характеристик волнения съемку производят в масштабах 1:1000—1:3000. Фотографирование рельефа дна выполняют в масштабах 1:5000—1:7000 в утренние или вечерние часы, когда высота Солнца составляет 10—15° и выше, но не более 50°, иначе изображение будет покрыто солнечным бликом. Волнение водной поверхности не должно превышать 1—2 баллов.
Однако фотографирование двумя фотокамерами с одного самолета не позволяет охватить большие площади водной поверхности без потери точности измерений, что объясняется небольшим постоянным базисом фотографирования. В связи с этим применяют фотографирование с двух самолетов, которые летят параллельно друг другу или друг за другом на расстоянии, являющемся базисом фотографирования, величина которого вычисляется исходя из условий получения заданного числа процентов продольного перекрытия между снимками. С целью уменьшения площади стереопары, подсвеченной солнечным бликом, кроме соблюдения условий, указанных выше, необходимо базис фотографирования располагать так, чтобы он был перпендикулярен к направлению на Солнце, а его величина была больше 0,05 H — 0,1 H. Масштаб фотографирования выбирают 1:5000—1:7000, а фокусное расстояние фотокамеры f=100—200 мм. По результатам стереоскопических измерений полученных стереопар длины волн определяют с точностью 3—5%, их высоты — с ошибкой 20— 30 см, а глубины — в среднем с ошибкой 30—40 см.
Для определения направления и скорости течения также применяют разные способы аэрофотосъемки. Один из них состоит в том, что через заданный промежуток времени производят прокладку двух аэросъемочных маршрутов между неподвижными объектами. Предварительно в полосе съемки разбрасывают с самолета поплавки с таким расчетом, чтобы в пределах продольного перекрытия соседних снимков изображалось 2—3 поплавка. В качестве неподвижных объектов используют контуры береговой полосы или дна, острова, якорные буи. Изображения неподвижных контуров и поплавков на оптическом редукторе или фототрансформаторе переносят со снимков на лист ватмана. Масштаб изображения с первого снимка устанавливают либо по контурам, которые предварительно нанесены на лист ватмана по координатам, измеренным на карте, либо по показаниям высотомера. Последующее изображение приводят к масштабу предыдущего по общим поплавкам. Нанеся оба маршрута, по смещениям идентичных поплавков вычисляют путь, пройденный поплавками за время, прошедшее между двумя съемками, а затем и их скорости. Кроме того, эти смещения указывают направления течения. Данный способ позволяет определить скорость течения с точностью в пределах 20 %.
Специфика аэрофотосъемки водной поверхности и морского дна накладывает ряд требований на конструкцию и технические характеристики самолета:
кабина штурмана-аэросъемщика должна обеспечивать широкий обзор водной поверхности и окружающего воздушного пространства, что объясняется отсутствием или малым количеством четких ориентиров, а также необходимостью держать в поле зрения второй самолет при их совместной работе;
самолет должен обладать достаточной устойчивостью, так как над водной поверхностью в атмосфере имеют место восходящие и нисходящие потоки, а при съемке штормового волнения дуют сильные ветры;
самолет должен иметь широкий диапазон скоростей, так как из-за малоконтрастности водной поверхности, а в штормовую погоду и плохой ее освещенности при фотосъемке увеличивают выдержку и во избежание смаза изображения уменьшают скорость;
самолет должен быть приспособлен к длительным полетам и иметь навигационную систему, надежно обеспечивающую определение его местоположения, что необходимо при фотографировании участков водной поверхности морей и океанов, достаточно удаленных от берегов;
в полу фюзеляжа самолета должно быть не менее двух люков. Один используется для установки фотокамеры, а второй — для сброса буев, поплавков, красящих веществ, для хранения которых рядом с этим люком должно быть оборудовано специальное место.
Исходя из сказанного, можно отметить, что для аэрофотосъемки водной поверхности в районах, удаленных от берега, наиболее подходят большие тяжелые самолеты типа Ан-30 или гидросамолеты. При фотографировании районов шельфа и прибрежной полосы можно использовать самолеты типа Ил-14. При хороших метеоусловиях фотосъемку прибрежных водных пространств, а также озер и рек можно проводить с легких самолетов типа Ан-2.
В качестве съемочных фотокамер используют топографические аэрофотоаппараты. Особенность их применения в данном случае состоит в следующем.
Фотографирование волнения водной поверхности приходится проводить при малых высотах Солнца или сплошной облачности, т. е. при пониженной освещенности. К этому нужно добавить слабую контрастность водной поверхности и контуров дна. Следовательно, чтобы получить качественные снимки, фотокамера должна иметь светосильный объектив, так как увеличение выдержки приводит к смазу изображения.
С целью снижения влияния атмосферной дымки используют желтый светофильтр ЖС-12. Более плотные светофильтры (оранжевые, красные) при съемке дна не применяют, так как вода не пропускает лучи данной зоны спектра.
Для ослабления солнечного блика применяют поляроидный светофильтр, который почти полностью гасит его при высотах Солнца меньше 25°. Ориентирование светофильтра следует выполнять с ошибкой не более 5°. Однако поляроидный светофильтр требует увеличения выдержки в 2—3 раза.
С целью исключения подсветов в фокальной плоскости фотокамеры применяют бленду, которая препятствует попаданию в объектив боковых лучей, не участвующих в построении изображения.
При фотолабораторной обработке снимков водной поверхности и рельефа дна применяют выравнивающие проявители и электронные копировальные приборы, что позволяет получить снимки с выравненной плотностью и хорошей проработкой контуров.
Специфика подводной фотосъемки состоит в том, что фотокамера устанавливается перед иллюминатором подводного аппарата, управляемого человеком либо непосредственно, либо дистанционно. При большом удалении фотографируемых объектов, когда отстояния больше 100 f, плоскопараллельный иллюминатор не вызывает смещения точек на снимке, и формулы связи координат точек дна и снимка выводят с учетом двухсредности: вода — воздух. Если отстояния соизмеримы с фокусным расстоянием фотокамеры, то проектирующие лучи не будут параллельны, и иллюминатор будет оказывать влияние на геометрию построения изображения. Формулы связи координат в этом случае должны учитывать трехсредность: вода — стекло — воздух.
Помимо фотосъемки с самолета волнение водной поверхности фотографируют с берега и борта судна. Фотосъемку двумя фотокамерами с борта судна можно сравнить со съемкой двумя фотокамерами с самолета. Недостатком фотосъемки как с борта судна, так и с берега является то, что фотографируется только передний склон волны и ее вершина. Обратный склон не виден. Чтобы частично ослабить этот недостаток, фотокамеры устанавливают по возможности на максимальную высоту. Так как фотосъемка проводится с небольших по сравнению с аэрофотосъемкой отстояний, полученные фотоснимки представляют крупномасштабные изображения волн, по которым можно получить с высокой точностью полную количественную характеристику всех их элементов. Кроме волнения водной поверхности с борта судна проводят съемку обрывистых берегов для определения взаимодействия суши и воды.
- § 1. Фотограмметрия, ее задачи и связи со смежными дисциплинами
- § 2. Фототопография и фототопографические съемки
- Глава 1
- § 3. Основные положения теории центрального проектирования
- § 4. Построение изображения в оптической системе
- § 5. Принципиальная схема фотограмметрической камеры. Дисторсия объектива и элементы внутреннего ориентирования
- § 6 Элементы внешнего ориентирования снимка
- § 9. Расчет параметров топографической аэрофотосъемки
- § 10. Аэрофотосъемочное оборудование
- § 11. Определение элементов внешнего ориентирования аэрофотоснимков в полете
- § 12. Системы координат
- § 13. Определение направляющих косинусов
- § 14. Связь координат соответственных точек местности и снимка
- § 15. Зависимость между координатами соответственных точек горизонтального и наклонного снимков
- § 16. Масштаб аэрофотоснимка
- § 17. Искажение направлений на аэрофотоснимке
- § 18. Смещения точек на снимке,
- § 19. Физические источники ошибок аэрофотоснимка
- § 20 Фотосхемы
- Глава 4
- § 21. Цель и способы трансформирования аэрофотоснимков
- § 22. Геометрические и оптические условия фототрансформирования
- §23. Согласование геометрических
- § 24 Фототрансформатор фтб
- § 25. Фототрансформатор фтм
- § 26. Фототрансформатор фта
- § 27. Конструктивные особенности зарубежных фототрансформаторов
- § 28. Определение способа фототрансформирования аэроснимков
- § 29. Расчет толщины подложки
- § 30. Фототрансформирование по установочным величинам
- § 31. Фототрансформирование по трансформационным точкам
- § 32. Фототрансформирование аэроснимков по зонам
- § 33. Монтирование фотоплана
- Глава 5
- § 34 Классификация способов определения элементов внешнего ориентирования снимков
- § 35. Математическая формулировка задачи и точность определения элементов внешнего ориентирования
- § 36. Монокулярное, бинокулярное и стереоскопическое зрение
- § 37. Наблюдение стереоскопического изображения по паре снимков
- § 38 Способы стереоскопического измерения снимков и модели
- § 39. Точность наведения марки
- §40. Стереокомпаратор
- § 41. Координаты и параллаксы точек стереопары
- § 42. Элементы ориентирования пары аэрофотоснимков
- § 43. Связь координат точек местности
- § 44. Формулы для идеального случая съемки
- § 45. Точность определения координат точек местности
- Глава 8
- § 46. Фотограмметрическая модель
- §47. Взаимное ориентирование пары снимков
- § 48. Построение фотограмметрической модели
- § 49. Внешнее ориентирование модели
- § 50. Определение элементов внешнего ориентирования снимков
- § 51. Аффинная модель
- § 52. Деформация фотограмметрической модели
- § 53. Назначение и особенности конструкции универсальных приборов
- § 54. Конструктивные формы пространственной засечки на аналоговых универсальных приборах
- § 55. Стереопроектор г. В. Романовского
- § 56 Стереограф ф. В. Дробышева
- § 57. Стереограф цниигАиК
- § 58. Стереометрограф
- § 59. Обработка пары снимков на аналоговых универсальных приборах
- § 60. Ортофототрансформирование аэрофотоснимков
- § 61 Аналитические универсальные приборы
- Глава 10 стереометр
- § 62. Теория стереометра стд-2 и описание его устройства
- § 63. Ориентирование аэрофотоснимков на стереометре и рисовка рельефа
- Глава 11 дешифрирование аэрофотоснимков
- § 64. Дешифровочные признаки
- § 65. Дешифрирование топографических объектов
- Глава 12 фототриангуляция
- § 66. Назначение, сущность и классификация пространственной фототриангуляции
- § 67. Аналитическая маршрутная фототриангуляция
- §68. Аналитическая блочная фототриангуляция
- § 69. Точность пространственной фототриангуляции и расчет геодезического обоснования
- Глава 13 наземная фототопографическая съемка
- § 70. Общие положения
- § 71. Основные формулы для одиночного наземного снимка
- § 72. Основные формулы для пары
- § 73. Формулы связи между геодезическими и фотограмметрическими координатами
- § 74. Точность определения координат точек местности при наземной фототопографической съемке
- § 75. Фототеодолиты
- Основные технические характеристики фотокамеры:
- § 76. Полевые работы при наземной фототопографической съемке
- § 77. Аналитический метод стереофотограмметрической обработки снимков
- § 78 Универсальный метод стереофотограмметрической обработки снимков
- § 79. Составление топографических карт по наземным снимкам на стереоавтографе
- Глава 14 методы составления топографических карт
- § 80. Комбинированный метод
- § 81. Стереотопографический метод
- § 82. Обновление топографических карт
- § 83. Особенности использования космических снимков для составления и обновления топографических карт
- Глава 15 технология аэрофототопографической съемки при создании планов
- § 84. Назначение планов и требования к их точности
- § 85. Проектирование аэрофотосъемочных работ
- § 86. Геодезическое обеспечение аэрофотоснимков
- § 87. Особенности фотограмметрической обработки аэрофотоснимков крупномасштабной съемки
- § 88 Особенности дешифрирования снимков
- § 89. Построение цифровой модели местности
- Глава 16
- § 90. Составление по аэрофотоснимкам планов трасс при изысканиях дорог, каналов, высоковольтных линий электропередач и других линейных сооружений
- §91 Применение наземной фототопографической съемки в открытых горных разработках
- § 92. Применение наземной фототопографической съемки в архитектуре
- § 93. Определение деформаций инженерных сооружений фотограмметрическими и стереофотограмметрическими методами
- § 94. Использование фотограмметрических методов при изучении склоновых процессов
- § 95. Применение аэрофотосъемки и наземной фототеодолитной съемки для исследования ледников
- Глава 17 составление карт по материалам космических съемок
- § 96. Краткая историческая справка
- О развитии космической съемки
- § 97. Условия проведения съемочных сеансов
- § 98. Виды съемок из космоса и съемочное оборудование
- § 99. Отличие космической фотосъемки от аэрофотосъемки
- § 100. Влияние кривизны планеты на фотограмметрические измерения
- § 101 Особенности фотограмметрической обработки космических фотоснимков
- § 102. Геометрия панорамных фотоснимков
- § 103. Обработка телевизионных и фототелевизионных снимков
- § 104 Обработка радиолокационных снимков
- § 105. Применение космической съемки в различных отраслях народного хозяйства
- Глава 18 применение фотограмметрии для съемок водных акваторий
- § 106 Общие сведения
- § 107. Особенности проведения фотосъемок водных акваторий
- § 108. Гидроакустическая съемка
- § 109. Определение глубин по фотоснимкам фотограмметрическим способом
- § 11О. Перспективы развития фотограмметрии